20.07.2018
Основные схемы телефонного мошенничества :
ПРИМЕР : Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником, знакомым или коллегой по работе и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении какого - нибудь преступления: хранение оружия или наркотиков, нанесение телесных повреждений, хулиганство, участие в ДТП.
Далее в разговор вступает второй мошенник и представляется сотрудник ом правоохранительных органов . Он уверенным голосом сообщает, что совершено преступление и , если Вы хотите помочь , необходим о привезти определенную сумму в оговоренное место и передать какому - либо человеку или перевести на счет с помощью платежного терминала. Как правило, цена вопроса от 1 до 30 тыс . долларов США.
МЕХАНИЗМ:
В организации мошенничества с требованием денежных средств участвуют несколько преступников. Звонящий может находиться в любом месте, в т.ч. в исправительном учреждении.
Набирая заранее подготовленные телефонные номера или даже наугад, мошенник произносит определенные фразы , а далее действует по обстоятельствам.
Нередко гражданин сам случайно подсказывает имя того, о ком он волнуется.
Если Вы поддались на обман и согласились передать денежные средства , звонящий называет адрес, номер счета или куда нужно приехать для передачи. Мошенники, зачастую, предлагают снять недостающую сумму в банке и сопровождают гражданина лично. Они стараются запугать Вас, не дать опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с Вами вплоть до получения денег. После передачи денег Вас сообщают, где можно увидеть своего родственника или знакомого.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если его телефон отключён, свяжитесь с коллегами, друзьями и ли родственниками для уточнения информации.
Беспокойство за близкого человека нередко мешает объективно оценить ситуацию. Помните, что звонок незнакомого человека с требованием передачи денег означает, что с Вами общается мошенник.
Аналогично следует поступать в случае, если Вас информируют о возбуждении уголовного дела в отношении родственника и необходимости передать деньги должностным лицам правоохранительных органов, готовым урегулировать вопрос.
Если Вы разговариваете , « якобы » , с представителем правоохранительного органа , уточните , из какого он подразделения , в дежурной части которого проверьте, действительно ли к ним доставлен родственник и проходит ли позвонивший службу в названном органе.
Ошибочный перевод средств
ПРИМЕР : Вам приходит SMS - сообщение о поступлении денежных средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплаты .Сразу после этого поступает звонок или SMS о том, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги , которые просят вернуть обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите деньги, после чего такая же сумма списывается с Вашего счёта.
МЕХАНИЗМ:
Чтобы во второй раз списать сумму с Вашего счёта, мошенник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер. То есть первый раз Вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.
ЧТО ДЕЛАТЬ :Предложите звонящему использовать для возврата денег чек из терминала. Если в ответ сообщат о его утрате, скорее всего , с Вами общается мошенник , просьбы которого выполнять не следует.
Сообщение - просьба о помощи
ПРИМЕР : На мобильный телефон , «якобы» , от близкого человека поступает сообщение о необходимости срочного перевода определенной суммы на телефон, причину которого объяснят позже .
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Объясните своим близким, что на SMS такого характера реагировать не стоит , для уточнения информации лучше созвониться с «якобы» нуждающимся в переводе денег лицом.
Телефонный номер - грабитель.
ПРИМЕР: Вам поступает сообщение с просьбой перезвонить на определенный номер мобильного телефона. Например – помощь другу, изменение тарифов связи , проблема с банковской картой . При звонке Вас длительное время держат на связи, но не беседуют , а после отключения , оказывается, что со счёт а списана крупная сумма .
МЕХАНИЗМ:
Существуют сервисы с платным звонком , чаще всего это развлекательные , в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
ЧТО ДЕЛАТЬ : Не звоните на незнакомые номера.
Выигрыш в лотерее
Каждому пользователю мобильного телефона хотя бы раз в жизни поступало уведомление о рекламной акции , выигрыше в лотерею и ли проведению розыгрыш а подарков с участием операторов связи, известных теле - радио каналов. Мошенники часто используют их для прикрытия своей деятельности , поздравляя Вас с выигрышем и предлагая сообщить код карты экспресс - оплаты , которые упростили процедуру зачисления денежных средств на счёт, но одновременно и стали новым способом хищения денежных средств мошенниками.
Вам может поступить звонок от « якобы » представителя сотовой компании, который предложит пополнить счет карточкой экспресс - оплаты , предварительно сообщи в оператору личный ПИН - код и перезвони в на определенный номер.
МЕХАНИЗМ:
Мошенник и убеждают Вас купить ка рты экспресс - оплаты на крупную сумму и сообщить код , с крытый на ее оборотной стороне , что позволит присвоить денежные средства , а сообщение о победе призван о ослабить Ваше внимание .
ЧТО ДЕЛАТЬ: Активировать карточки экспресс - оплаты следует исключительно через специальный короткий номер на ней. Личный код может быть использован только Вами и не подлежит сообщению другим лицам.
ПРИМЕР: На мобильный телефон в ночное время приходит SMS о том, что Вы стали победителем лотереи и выиграли путешествие, ноутбук и ли иной приз , а для ознакомления с условиями акции предлагают посетить определенный сайт либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров.
Во время разговора мошенники сообщают о том, что надо выполнить небольшие формальности : о платить изготовление документов или налоги , для чего необходимо перевести на счет своего мобильного телефона указанную сумму , а затем набрать определенную комбинацию цифр для проверки их поступления на счет и получения «кода подтверждения ».
МЕХАНИЗМ:
Комбинация цифр, которую Вы набираете, на самом деле является кодом, с помощью которого мошенники получают доступ к перечисленным средствам. Как только код набран, счет обнуляется .
ЧТО ДЕЛАТЬ: Если Вы не участвовали в лотерее, а узнали об этом , только получив SMS – сообщение - это обман . Не выполняйте поступившие команды.
Телефонные вирусы
ПРИМЕР: На Ваш телефон приходит информация : «Вам пришло SMS - сообщение. Для получения пройдите по ссылке...». При выполнении данной команды на телефон скачивается вирус и происходит постепенное списание с него денежных средств .
Также возможно, что при заказе какой - либо услуги через « якобы » мобильного оператора или при скачивании мобильного приложения Вам приходит предупреждение : «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер ..., для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». Если Вы согласитесь , то с телефонного счета будут списаны деньги .
Мошенники используют специальные программы, позволяющие автоматически генерировать тысячи таких сообщений , следствием чего является списание средств с телефонов.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Не звоните по номеру, с которого отправлен о SMS - сообщение .
Сообщение от «якобы» оператора связи
ПРИМЕР: Вам приходит SMS - сообщение « якобы » от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи , с предложением, например, о подключении новой эксклюзивной услуги, перерегистрации во избежание отключения связи из - за технического сбоя , защиты от СПАМ - рассылки , для чего предлагается набрать под диктовку код или SMS - сообщение, которое подключит новую услугу .
МЕХАНИЗМ:
Код, который Вам предлагают набрать , является комбинацией для мобильного перевода денег с Вашего счета без последующего предоставления каких - либо услуг.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Обратитесь к своему мобильному оператор у для уточнения достоверности предлагаемой в SMS - сообщении услуги. При подозрении на мошенничество оператор заблокирует данного абонента.
МОШЕННИЧЕСТВО С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ
Банковская карта – инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счёте, не требующий для этого присутствия в банке. Но простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников.
ПРИМЕР : Вам приходит SMS - сообщение о том, что Ваша банковская карта заблокирована , а для получения подробной информации необходимо перезвонить на указанный в сообщении номер. Когда Вы звоните по указанному телефону, Вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой и просят сообщить номер карты и ПИН - код для ее перерегистрации.
МЕХАНИЗМ: Как только Вы сообщите номер карты и код от нее - деньги будут сняты.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Удостоверьтесь в правдивости информации в службе поддержки Вашего банка. Не сообщайте свой ПИН - код никому.
ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ:
ПИН - код необходимо запомнить и не хранить его рядом с картой , например , в кошельке, сумке, мобильном телефоне. Так, в случае утраты или хищения карты , Вы успеете обезопасить свой счёт, заблокировав ее.
Если Вам позвонили из какой - либо организации или Вы получили письмо по электронной почте с просьбой сообщить реквизиты карты и ПИН - код по различным причинам , то не спешите ее выполнять. Позвоните в службу поддержки банка и сообщите о данном факте. Не переходите по указанным в письме ссылкам, поскольку они могут вести на сайты - двойники.
Если Вы утратили карту, срочно свяжитесь с банком, выдавшим её, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям его сотрудника .
Номер телефон а службы помощи банка должен быть в списке контактов Вашего мобильного телефона.
При проведении операций с картой пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах и оборудованы системой видеонаблюдения или охраной , например, в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах .
При возможности посещения банка старайтесь не использовать карту в уличных банкоматах .
Обращайте внимание на картоприемник и клавиатуру банкомата. Они не должны быть оборудованы какими - либо дополнительными устройствами .
Все действия с пластиковой картой в ресторанах , кафе , магазинах, супермаркетах и других местах должны происходить в Вашем присутствии.