19.06.2018
Современные исследования и наблюдения психологов показывают, что у значительного числа школьников подросткового возраста возникают типичные проблемы, связанные с такими личностными особенностями, как инфантильность, отсутствие учебной мотивации, чувства ответственности за свои действия и поступки и в целом за свою жизнь, неумение предвидеть последствия своих поступков, подверженность влиянию других людей. Эти особенности побуждают подростков к зависимым и асоциальным формам поведения. Многие из них, даже имея достаточно высокий интеллект, не реализуют его в школе.
Вариантов неприемлемого поведения, к сожалению, существует немало: от легкого нарушения дисциплины до курения, токсикомании, алкоголизма, правонарушений. Судьба таких детей во многом зависит от отношения окружающих, в частности, членов семьи, детско-родительских взаимоотношений, родительских установок. Эмоциональная атмосфера в семье имеет огромное значение в развитии не только ребенка, но и нас самих.
Многие эксперты и родители предполагают, что ответом на проблемы должно стать какое-либо воспитательное «ноу-хау». Если процесс воспитания не идет хорошо, то это потому, что мы делаем что-то неправильно. Поэтому родители часто задают вопросы: «Как заставить моего ребенка делать уроки, прибирать свою комнату, выполнять свои обязанности по дому, вовремя приходить домой?»
Многим родителям очень трудно установить границы дозволенного, а еще сложнее их удержать. Современное понимание родительского воспитания значительно поменялось за последние 10-15 лет. Иногда даже сами родители эти границы и сдвигают, демонстрируя подобное поведение своим детям. «Сегодня я очень уставшая. Разрешу. У меня нет сил…» или наоборот, «Меня сегодня завели с самого утра, еще дома тут…» и пошло-поехало… Двойные стандарты.
А еще встречается такое, как чрезмерный контроль за ребенком: «Ты покушал? Уроки сделал? Подошел к учителю? Что сказали ребята?» - и так изо дня в день. В результате – обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. У подростков подобное отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.
Либо наоборот, недостаток опеки и контроля за поведением, доходящего иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, к его делам, интересам, тревогам. Такое воспитание, как при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка, провоцирует асоциальное поведение – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.
Есть и такие родители, которые воспитывают «кумира семьи». Потакают всем желаниям, чрезмерно опекают, обожают свое чадо. В результате – высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству в сочетании с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы (возможности).
И еще один тип воспитания, достаточно часто встречающийся, - эмоциональное отвержение. Игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним, постоянное ощущение родителей, что он не «тот», не «такой». Например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно»… Иногда такое воспитание маскируется преувеличением заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности. В результате кто-то из подростков протестует, требуя свободы, кто-то утрирует детские реакции оппозиции, кто-то замыкается в себе, уходя в мир аутичных грез, а кто-то находит отдушину в подростковых компаниях.
Как же быть нам, родителям? Мы так стараемся, а они… Во-первых, не ищите виноватых, лучше подумайте, как можно исправить положение. Во-вторых, сохраняйте уважение к своему ребенку. В-третьих, найдите золотую середину в отношениях. Еще с младшего школьного возраста, устанавливайте требования (2 – 3 не больше, иначе они не выполняются) соответствующие возрастным особенностям, санкции (что будет, если не выполняются требования, чего значимого ребенок лишится) и выдерживайте строгость при наказании (т.е. тон). По мере взросления требования и санкции следует менять. Нельзя наказывать едой (сладостями, они необходимы для развития головного мозга) и прогулкой (свежий воздух важен для активной деятельности мозга). Любите, цените, уважайте своих детей, и они ответят нам тем же!
А если возникают какие-то затруднения, вовремя обращайтесь за консультацией к психологу.
Профессионально, заинтересованно и бесплатно Вам помогут в Центре социальной помощи семье и детям.
Адрес: 2-й Муринский проспект, дом 19.