Твердые коммунальные отходы: основы и порядок обращения
ВНУТРИГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
СЕРГИЕВСКОЕ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти    





Твердые коммунальные отходы: основы и порядок обращения

24.07.2024

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образовавшиеся в жилых помещениях в процессе жизнедеятельности физических лиц, а также подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 24 89-ФЗ деятельность по обращению с ТКО осуществляется региональными операторами субъектов Российской Федерации.

На территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО – АО «Невский экологический оператор», – начал работу с 01.01.2022.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт- Петербурга от 15.06.2022 No 361-р.

Оказание услуг по сбору и вывозу отходов осуществляется региональным оператором на основании договоров, заключаемых с собственниками ТКО.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 No 1156.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, то есть вступил в силу с 01.01.2022 независимо от подписания сторонами, в связи с чем даже в случае его неподписания в письменной форме он считается заключенным. 

Сбор отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, осуществляется на контейнерных площадках, организация и содержание которых на территории Санкт-Петербурга в соответствии с п. 3.10.11. Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 No 1098, относится к полномочиям районных администраций.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания индивидуальных контейнерных площадок, организуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо обустроенных на 2 земельном участке многоквартирного дома, возложено на соответствующие хозяйствующие субъекты или управляющие организации

Содержание общего имущества в МКД, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, в силу п. 26(1) перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 No 290, входит в состав услуг и работ, выполняемых управляющей организацией.

На основании п. 3.1.2 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 No 371-р, выкат контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, на площадках с твердым покрытием, в том числе в условиях сложившейся застройки, а также расположенных в специализированных помещениях, зданиях, строениях, сооружениях к местам погрузки ТКО обеспечивается силами отходообразователя

Согласно п.п. 5 и 6 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 No 1156, способ коммерческого учета ТКО носит альтернативный характер и в целях осуществления расчетов с собственниками отходов может производиться расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. 

Крупногабаритные отходы (КГО), образующиеся у населения и организаций (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), входят в состав ТКО и подлежат вывозу силами регионального оператора.

В соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 No 1156, КГО разрешено складировать в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования КГО (определены территориальной схемой обращения с отходами).

Складирование КГО на общих контейнерных площадках, не предназначенных для соответствующего типа отходов, запрещено.

В силу п. 12 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 No 1156, в случае возникновения необходимости вывоза КГО от места его образования потребитель вправе подать региональному оператору по обращению с ТКО заявку на установку на возмездной основе контейнера соответствующего типа.

Отходы от капитального ремонта (строительные отходы) относятся к строительному мусору и в зону ответственности регионального оператора не входят, в связи с чем размещение такие отходов на контейнерных площадках для ТКО и специальных площадках для КГО запрещено.

С учетом изложенного, строительные отходы подлежат вывозу и 3 утилизации собственниками отходов с привлечением специализированной организации в частном порядке.

При накоплении ТКО и содержании контейнерных площадок запрещено:

складировать в контейнеры горящие, раскаленные или горячие отходы, КГО, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО (п. 14 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 No 1156).

- размещать все виды контейнеров и бункеров для накопления ТКО, включая КГО, за пределами ограждений контейнерных площадок, специальных площадок, за исключением контейнеров и бункеров, размещенных на площадках с твердым покрытием в условиях сложившейся застройки;

сортировать отходы из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках;

перегораживать контейнерами и (или) бункерами тротуары, проходы и проезды, автомобильные дороги и т.д.;

перегораживать свободный доступ к контейнерам и (или) бункерам для проведения погрузочно-разгрузочных работ;

препятствовать свободному доступу собственников ТКО к местам (площадкам) накопления ТКО;

осуществлять извлечение компонентов ТКО из контейнеров и (или) бункеров

уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и (или) бункерах ТКО (п. 3.1.8 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 No 371-р).

Для приема использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, градусников в городе установлены специальные контейнеры - экотерминалы. Сбор опасных отходов у населения также осуществляется посредством передвижных «экомобилей» и экологических пунктов.

Адреса расположения контейнеров и график работы «экомобилей» и экологических пунктов размещены на официальном сайте СПб ГУП «Экострой» (https://ecospbcom.ru).

В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов вне специально отведенных мест необходимо обращаться в городскую аварийную службу на горячую круглосуточную линию по номеру тел. 328-80-69. 

Санитарно-эпидемиологическим законодательством установлены конкретные требования к периодичности вывоза ТКО (в холодное время года (+5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток; в теплое время года (выше +5 °C) — 1 раз в сутки), в связи с чем доступ к контейнерным площадкам должен быть обеспечен на постоянной основе для возможности подъезда техники перевозчика.

Лицо, осуществившее парковку автомобиля, препятствующего проезду мусоровоза к контейнерной площадке, подлежит административной ответственности по ст. 32-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 No 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Кроме того, неправильно припаркованное транспортное средство может быть эвакуировано как орудие правонарушения. При этом перегораживание контейнерных площадок является нарушением независимо от времени суток, а также графика вывоза отходов.

Организация несанкционированной свалки отходов влечет за собой административную ответственность по ст. 11.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 No 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.

Сброс, накапливание и оставление или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест влечет административную ответственность по ст. 28 Закона Санкт- Петербурга от 31.05.2010 No 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами влечет за собой административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц - до 750 тыс. руб.

Гражданам, осуществившим сброс отходов вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, может быть назначен штраф в размере до 50 тыс. руб.

Уполномоченными органами государственной власти, которые вправе принимать меры реагирования по фактам нарушений в области обращения с отходами, являются:

1) Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и администрации районов – по нарушениям, связанным с ненадлежащим санитарным состоянием контейнерных площадок;

2) Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга – по нарушениям периодичности вывоза ТКО;

3) Органы внутренних дел – по фактам размещения на контейнерных площадках отходов, не относящихся к ТКО;

4) Государственная административно-техническая инспекция Санкт- Петербурга – по фактам преграждения доступа к контейнерным площадкам.

5) Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга, администрации районов, органы внутренних дел – по фактам незаконного складирования отходов на территории города.

По всем вышеуказанным вопросам граждане также вправе обращаться в органы прокуратуры Санкт-Петербурга.

Старший помощник природоохранного

прокурора г. Санкт-Петербурга 

С.О. Калядин




Возврат к списку

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга
муниципальный округ СЕРГИЕВСКОЕ